Военный музей Суворова в СПб

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 43

 Военный музей Суворова в СПб

В начале 1898 года при Главном штабе была основана Суворовская комиссия. Она была учреждена по поводу 100-летия с момента смерти известного полководца русской армии Суворова. В этом же году городские власти организовали сбор средств, на которые они планировали обустроить мемориальный музей Суворова в СПб, полностью посвященный этой знаменитой личности.

Первые важные толчки к учреждению музея

После объявления в 1900 году о том, что в этом городе создается «памятихранилище» великого русского полководца, на имя Суворовской комиссии стали приходить значительные денежные взносы и материалы, имеющие непосредственную связь с Суворовым. Это позволило работникам музея значительно пополнить свои коллекции довольно интересными предметами, играющими важную роль в жизни такого выдающегося человека.

  • Большой вклад в пропаганду идеи организации музея был сделан газетой «Русский инвалид» и журналом «Разведчик», которым присуща военная тематика. Именно такие издания активно отслеживали все моменты организации и открытия такого культурного учреждения, описывая самые интересные из них на своих страницах. Деятельности таких печатных изданий способствовал тот факт, что на адрес их редакций наблюдались постоянные поступления пожертвований, которые впоследствии адресовались Суворовской комиссии.

В конце 1898 года было организовано проведение неофициального конкурса проектов здания. Его победителем стал архитектор Свиньин, который выступил с предложением соорудить музей Суворова в СПб в виде здания с элементами русского крепостного зодчества, фасадная часть которого украшена мозаичными картинами. Именно такая идея легла в основу проекта А.И. фон Гогена, на основании которого выполнялось строительство такой постройки.

Начало строительства музея

Следует отметить, что довольно много времени власти города потратили на выбор подходящего места для музея. В результате долгих размышлений они пришли к мнению, что целесообразнее всего создать музей Суворова на базе Преображенского полка (в частности, его плаца) для проведения торжественных парадов. Одновременно с этим на таком месте проводилось строительство комплекса Николаевской академии при Генеральном штабе. Данные работы выполнялись на улице Слоновой. Их непосредственным руководством также занимался архитектор А.И. фон Гоген, а его помощниками выступали

  • Сандгольм;
  • Корзухин;
  • Крачковский.

В июне 1901 года произошла торжественная закладка фундамента под знание музея. В последующем все дела относительно его возведения были переданы Академии.

Особенности конструкции музея

Железобетонная чаша свода этого здания опиралась над центральным входом в зал. Отлитием двойных железных оконных рам занимался Металлический завод. Важно знать, что в 1902 году архитекторы, которые создавали государственный мемориальный музей А.В. Суворова, пришли к обоюдному мнению относительно внесения некоторых изменений в проект конструкции купола. Актуальность этого вопроса заключалась в том, что данное устройство должно надежно удерживать над собой довольно увесистую люстру, вес которой равнялся 800 кг.

 Военный музей Суворова в СПб

В результате этого Путиловскому заводу было поручено изготовление необходимых двутавровых железных балок, а кирпичный завод, которым заведовал купец М.Т. Стрелин, занялся производством первосортного кирпича. Данное здание облицовывалось строительными материалами, которые изготавливались и поставлялись торговым домом «С.М. Линдер». Так, для таких целей он предоставил в 1903 году специальный кирпич, после чего занялся изготовлением зеленой глазурованной черепицы, на основании которой планировалось соорудить шатер над музеем. Кроме того, панели в здании облицовывались продукцией, которую поставлял завод Дюрра и Коса, занимающийся производством глазурованных кирпичиков.

Все участники работ по строительству такого здания очень ответственно выполняли возложенные на них задачи. Они считали своим непосредственным долгом заниматься возведением музея, который впоследствии будет главной изюминкой Санкт-Петербурга. Не остались в стороне и остальные люди, многие из которых предоставляли свои услуги и дорогостоящие строительные материалы с большими скидками (либо на бесплатной основе).

Для обустройства пола в здании была использована метлахская плитка. Его внутренней отделке был придан довольно строгий характер, явно выраженный в побеленных потолках и стенах, а отделка низа стены выполнена глазурованной плиткой малинового цвета. Сам карниз залов украшен 59 надписями, на которых значились наименования мест, в которых проводил свою боевую деятельность Суворов. В области падуг центрального зала размещены двуглавые орлы.

В центральной части сооружения была возведена трехъярусная башня, имеющая пирамидальную шатровую крышу. Ее истинным украшением выступал двуглавый орел. К центру присоединялись боковые крылья, завершением которым служили прямоугольные башни, наделенные высокой крышей. Каждые звенья фасада полностью соответствовали габаритам помещения. Его ось стала местом расположения «теремного» крыльца. Над входом в музей Суворова в Санкт-Петербурге устанавливалось огромное полукруглое окно, которое имело большое сходство с въездом в крепость. Первоначально оно было расположено с противоположной стороны фасада, однако потом было заложено. Отличительным покрытием для шатровых частей центральной башни выступала глазурованная зеленая черепица. На парапетах наблюдались зубцы, имеющие форму «ласточкина хвоста».

Правая сторона фасада стала местом помещения картонной мозаики, идея создания которой принадлежала Н.А. Шабунину. Она носила название «Суворов отъезжает в поход в 1799 году». Левая сторона разместила «Суворов переходит через Альпы 1799 года». Она была создана художником-баталистом А.Н. Поповым. Над выполнением картин в мозаике также работал общественный комитет по взаимному вспомоществованию русских художников.

Фото: Военный музей Суворова в СПб