Технология гравировки на стекле

Адрес:

 Технология гравировки на стекле Первый этап – создание эскиза. Витраж – высокохудожественное произведение, поэтому мастер витража был даже больше, чем хорошим художником. Ему еще и надо было представить конечный результат не только рисунка, но и цветового наполнения помещения благодаря витражу. Эскиз, как и полагается, должен был получить одобрение у заказчика.

Рисунок переносился на деревянные панели в настоящую величину, на нем прорисовывались границы скрепления отдельных стекол в единое целое с помощью свинцовых полос.

Стекло окрашивалось прямо в ходе изготовления. В еще расплавленную массу для получения разных цветов, добавляли определенные окислы или их комбинации. Окись кобальта давала синюю окраску, для темно-синей надо было еще окись марганца добавить.

Но в витражи такие стекла сразу не вставлялись. Каждый фрагмент будущего витража дополнительно расписывали специальной краской, в которую входили толченое стекло и металлические пигменты, чтобы прорисовать лица, руки и т.д. Затем стекло подвергали обжигу, фиксируя краску намертво. Полученные этим способом цветные стекла не выцветали веками.

До XIV века гравировка стекла осуществлялась при помощи черной или коричневой краски, полотна писали в стиле “гризайль”. Затем популярность получила серебряная краска, компонентами которой были толченое серебро, сурьма, охра и вода. После обжига эта краска сплавлялась со стеклом, а получить можно было оттенки от желтого до оранжевого. Это позволило иногда избегать вставки лишних мелких фрагментов, заменяя их на такое окрашивание.

После окрашивания и обжига все стекла будущего витража размещали на своих местах на деревянной панели и скрепляли специальными полосками из свинца. Полоски отливались специально в форме буквы «Н» в сечении, что позволяло закрепить в них кусочки стекла. Благодаря податливости свинца, можно было работать практически с любыми формами. Затем полоски спаивались в единую конструкцию. Ну и в заключение с помощью тонкой арматуры из железа всю эту конструкцию надежно укрепляли. После этого витраж был готов к размещению в оконной раме.

Данная технология актуальна и сейчас, не смотря на прошедшие века. В частности, ее использует студия Glass Engraver – Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого. Конечно, теперь не все операции проводятся в одной витражной мастерской. Стекло делают одни производители, сам витраж собирают мастера порой в противоположной стороне света. Изменились краски. Свинец, считающийся сейчас вредным, заменили другими металлами. Так теперь делают профиль из латуни, меди, алюминия и даже нержавеющей стали.

По материалам сайта glass-engraver.ru.