Особенности монументально-декоративного оформления палеонтологического института-музея

Адрес:

Грандиозным примером синтеза монументально-декоративной керамики, скульптуры, живописи с современной пространственной средой является художественное оформление Палеонтологического института и музея РАН (г. Москва). Создателями этого шедевра являются архитекторы Ю. Платонов и В. Коган.

К участию в работе на этом ответственном архитектурном объекте в 1984 г. меня пригласил известный скульптор-анималист А.М. Белашов. Он сумел сплотить замечательный творческий коллектив керамистов, скульпторов и живописцев, увлеченных жанром анималистики. Керамикой занимались А. Белашов, М. Фаворская, В. Малолетков, С. Казанский. Скульптурные рельефы из мрамора создавали Е. Шелова, П. Степанов, О. Малышева, А. Пологова. Живописные панно «Юрский период» создавали известные художники-графики М. Митурич-Хлебников и В. Дувидов.

Особенностями монументально-декоративного оформления этого уникального архитектурного комплекса, состоящего как бы из нескольких зданий, соединенных галереей пустого внутреннего двора, являлось полное отсутствие какого-либо художественного оформления стен, интерьеров, экстерьера (скульптура, декоративно-прикладная пластика и т. д.).

Сооружение поражало колоссальными внутренними объемами и пустотой. Взгляд человека не мог зацепиться за что-либо, кроме хаотично расположенных выставочных витрин и скелетов доисторических животных. Задачи художников были очень сложные. Необходимо было прежде всего организовать пространство. Распределить роли и задачи каждому художнику. Согласовать свои пространственные идеи с архитекторами и учеными-палеонтологами, досконально изучить раздел палеонтологии над которым предстоит работать, найти необходимые материалы в научных трудах, изучить скелеты доисторических животных, отпечатки растений и насекомых, сделать сотни зарисовок, эскизов, форэскизов и т. д. Нужно было утвердить все это на ученом совете института и художественных советах МСХ, т. е. провести организаторскую работу. Это нелёгкий труд взял на себя скульптор А. Белашов.

Вторая и очень важная задача, связанная с исполнением монументальных керамических горельефов и рельефов для музея Палеонтологии, заключа­лась в том, чтобы найти производственную базу. Работа требовала огром­ного помещения для лепки, сушки и постоянного утильного и политого обжига. Помещение было найдено на ГЭКЗ (Гжельский экспериментальный керамический завод, где можно купить гжель (здесь)) с. Речицы.

Для лепки рельефа были сооружены огромные деревянные щиты, поставленные на полу под углом 40 градусов. Лепить приходилось стоя на коленях или лежа на лесах и досках.

Сроки выполнения заказа были ограничены: работали с утра и до поздней ночи. Нужно было в рельефе, цвете и художественных образах создать картину рождения «Моря мезозойского периода». В. Малолетков — 300 м2. «Древо жизни», включающее в себя несколько периодов развития всего живого на земле. А.М. Белашов — 500 м2. «Растительный мир мезозоя», М. Фаворская — 200 м2. «Флора и фауна древних морей», колоннада во внутреннем дворе института, 5 колонн 350×100 см., В.П. Сидоров.

Все керамические работы были выполнены из шамотной глины, ко­торая готовилась прямо на заводе в массозаготовительном цехе. Глина соответствовала всем технологическим параметрам производства, т. е. коэффициентам термического расширения глины, глазурей, эмалей, ангобов и обжига.

Глазури и эмали готовились из фритты, сваренной на Гжельском экспериментальном керамическом заводе. Гжельский фарфор (читайте) и стал знаменит благодаря своему глазурному блеску. Красители, пигменты, поливы и соли привозились с Дулевского красочного завода.

Художникам приходилось делать сотни цветовых проб и эскизов пластического решения фрагментов будущих монументальных рельефов, отрисовывать десятки картонов (рисунки на бумаге) в натуральную величину будущего рельефа для перевода в материал.

Изнурительный труд продолжался более 5 лет. Упаковка, перевозка и монтаж рельефов осуществлялись постепенно частями, по мере его изготовления, покраски и обжига.

Монтажные работы велись мастерами-облицовщиками зданий и интерьеров камнем под строгим авторским надзором. Монтаж был очень сложным, так как выносы рельефа от стены доходили до 70 см.

Во внутреннем дворе Палеонтологического института достойное место заняли стройные терракотовые колонны-светильники «Флора и фауна древних морей» В. Сидорова и серия скульптур в бронзе, изображающих доисторических животных автора А. Белашова. Открытие музея стало со­бытием в культурной жизни столицы 80-х гг. и было отмечено Государствен­ной премией.

Работа по оформлению Палеонтологического музея вошла в книгу рекордов Гиннеса как крупнейшее произведение монументальной керамики XX в.