Содержание
Создать в России музей, который сочетал бы в себе научную деятельность и популяризм, было задумано группой ученых в тридцатых годах прошлого века. По инициативе знаменитого этнографа и выдающегося языковеда В.Г. Богораз-Тана был основан музей религии Санкт-Петербурга, который до сих пор славится своими экспонатами.
Как все начиналось
Чтобы получить разрешение на столь масштабный проект, ученые-этнографы «прикрылись» идеей антирелигиозной пропаганды, которая была крайне популярной в советское время. В этом случае желание научных сотрудников изучать историю как нельзя лучше совпало с намерением правительства изобличать все недостатки религии. При этом, даже при проведении всякого рода выставок, направленных на разоблачение верований, языковеды и этнографы заботились о том, чтобы эти мероприятия обязательно являлись просветительскими, а не пропагандистскими.
Перед тем, как музей истории религии в Санкт-Петербурге возник в том виде, который сохранился и сегодня, прослеживается целая цепочка событий, приведших к его основанию. Так, еще в двадцать третьем году двадцатого века молодые ученые из Петербурга Л.Я. Штернберг и В.Г. Богораз-Тан выступили с инициативой проведения необычной выставки. Ее необычность состояла в антирелигиозной подоплеке. Эта идея была благосклонно воспринята сообществом, и выставка состоялась на просторах Зимнего дворца, где была стараниями автором мероприятия воссоздана история появления религий мира: от первобытных обрядов до буддизма, ислама, христианства и других массовых учений. Открывали экскурсию звуки церковной анафемы и шаманского барабана. Мероприятие получилось настолько необычным и завораживающим, что крайне понравилось всем посетителям, и тут же возникла идея о перенесении экспонатов в отдельный музей.
В начале сентября тридцатого года Президиум Академии Наук Советского Союза официально открыл музей истории религии, а уже в ноябре тридцать второго он переместился прямо в здание Казанского Собора. Управлять проектом первоначально довелось его основателю Богораз-Тану.
Богатые сокровищницы и экспозиции
Изначально музей религии в СПб основывался как некий симбиоз музея и института, где одинаково интересно побывать было бы как ученым с определенным багажом знаний, так и рядовым посетителям, интересующимся историей. Музей вобрал в себя и исследовательскую, и экспозиционную составляющие. Первые выставки, действовавшие лишь временно, назывались:
- «История Казанского собора»;
- «Религия и атеизм на Западе».
Стремительно наращивая свои сокровища, музей религии в Санкт-Петербурге открывал на прежнем месте все новые и новые интересные выставки. Уже к тридцать четвертому году в «сокровищницах» музея было собрано более ста восьмидесяти уникальных экспонатов, в том числе:
- коллекции из предметов, относящихся к христианской культуре, буддизму, православию, католической церкви, исламу;
- реликвии из обрядов населения Кавказа, Поволжья и Сибири;
- целые коллекции из вещей, имеющих отношение к религиям Китая и Японии;
- уникальные собрания по иудаизму.
Что касается письменных экземпляров, то музей обладал целой библиотекой. Настоящим бриллиантом среди прочих экспонатов музея, безусловно, стал макет Рая, созданный по представлениям буддистов, носящий название “Сукхавати”.
К тридцать пятому году было решено расширить музей путем основания на его базе научно-исследовательской ассоциации изучения религии. Хранилища уже были наполнены такими редкостями, как:
- рукописные варианты книг семнадцатого-двадцатого веков;
- библиотека размером, превышающим сто пятьдесят тысяч книг и журналов, исполненных на разных языках.
Тяжелые времена
Примечательно, что Санкт-Петербурге музей религии не закрыли даже во время Великой Отечественной войны. Ужасы и потери этого времени не помешали сотрудникам честно исполнять свой долг. С сорок четвертого года и вплоть до шестидесятых возглавлял музей М.М. Шахнович, который официально числился заместителем директора по научной работе, но фактически стоял у руля, благодаря своей высокой эрудиции, глобальному опыту и исключительным организаторским способностям.
Сразу после войны территория музея оказалась в крайне печальном состоянии, характеризующимся как аварийное. Экспозиции оказались под угрозой полного закрытия. Уникальные коллекции чуть не были переданы в Москву, однако невероятные усилия и старания коллектива музея и Шахновича (как его руководителя) сделали невероятное – музей остался на прежнем месте и сумел не только выжить, но и не растерять всей своей былой прелести.
Научные изыскания и выставки продолжались, несмотря ни на какие сложности. Также в стенах музея не прекращалась активная издательская деятельность, в которой участвовали и сотрудники, и привлеченные со стороны ученые из Академии наук и других музеев. Кроме того, здесь проводилась стажировка работников музеев со всего мира. Экскурсиям и просветительской деятельности во все годы существования музея отводилось особое место и роль.
К пятьдесят четвертому году музей был переименован в Государственный музей истории религии и атеизма и входил в состав Академии наук. С шестьдесят первого он перешел в ведение Министерства культуры РФ.
Новые технологии
Новые веяния в религии и современные научные идеи потребовали определенных обновлений основных экспозиций музея в семидесятых. Тогда же было решено заняться и новым художественным оформлением выставок, подразумевающим использование современных технологий.
- В девяностые к обновленным экспонатам возвращается и старое название Государственного музея истории религии. В мае девяносто первого легендарному уже музею передается здание на улице Почтамтской. Немного погодя здесь будет произведена реконструкция, и музей переедет уже в центр города, ближе к Исаакиевскому собору, где станет первым в истории России музеем, получившим для себя отдельное и соответствующее своим требованием здание.
Сегодня уже совершенно обновленный, но по-прежнему исключительно интересный, музей предоставляет возможность стать свидетелем потрясающих экспозиций и выставок, а также поучаствовать в специальных программах, ощутив одновременно бесконечную многогранность и в то же время единство духовной жизни человечества. Кроме того, посещение музея способствует развитию толерантности к культурам разных народов.