Храм Святого Семейства, Барселона, Испания

Адрес:

 Храм Святого Семейства, Барселона, ИспанияСамым известным долгостроем в мире считается Искупительный храм Святого Семейства, расположенный недалеко от музея шоколада. Спроектирован он был Антонио Гауди — знаменитым архитектором. Строительство началось в 1882 году на средства частных пожертвований. Эта одна из известнейших церквей Барселоны.

Франсиско дель Вильяр разработал первоначальный план храма, но в 1883 году мастера заменил Антонио Гауди, который его практически полностью переделал. Инициаторы постройки собора решили, что строительство будет вестись на деньги прихожан, которые они пожертвуют. Из-за этого сооружение собора сильно затянулось. Лишь в 2010 году церковь была объявлена готовой к богослужению. Ее осветил папа Бенедикт XVI.

Исторические данные

В 1874 году было принято решение построить искупительный собор посвященный Святому Семейству. Для этого в 1881 году на пожертвования приобрели землю, которая в то время была расположена за городом. 19 марта 1882 года заложили фундамент новой церкви.

Архитектор дель Вильяр хотел создать неоготическую базилику, форма которой напоминала бы латинский крест. По его проекту семь часовен и обходная галерея образовывали огромную апсиду. Три фасада храма соединялись клуатром, который окружал церковь. В 1882 году у дель Вильяра возник конфликт с инициаторами строительства. Поэтому его заменил Гауди, который в 1889 году закончил работу над криптой. Проект дель Вильяра был изменен. Чтобы распахнуть окна наружу Гауди приподнял свод, который украшает замковый камень. Крипту окружает неглубокий ров, благодаря которому стены храма не отсыревают, и значительно улучшилось освещение.

 Храм Святого Семейства, Барселона, Испания

После получения большого анонимного финансового вливания Гауди принял решение изменить первоначальную архитектуру. Он оставил только планировку постройки, которая напоминала латинский крест. Форма и структура храма были полностью изменены. Гауди решил увенчать собор монументальными башнями, которые бы устремлялись верх. По его замыслу все декоративные украшения должны быть связаны с религией.

Фасад Рождества был начат мастером в 1892 году. Начало работ именно над этим фасадом связано с тем, что Гауди не хотел пугать горожан фасадом Страстей, на котором распятие Христа изображалось с особой жесткостью. Неоготическая апсида была достроена в 1895 году. Ее водосточные трубы были украшены желобами в виде ящерок и улиток. В окрестностях храма они встречались в огромном количестве. В 1899 году завершились все работы связанные с порталом Св. Девы Розария.

 Храм Святого Семейства, Барселона, Испания

Фасады храма

Главный фасад заменило школьное сооружение, которое построили в 1910 году. Школа была временной постройкой, в ней не было стен, которые несут нагрузку. Гауди создал эту школу для того, чтобы в ней учились дети рабочих. Ее конструкция уникальна, внутреннее пространство здания легко меняется перемещением не несущих веса перегородок. Криволинейные перегородки и кровля делают здание прочным.

Второй фасад Гауди спроектировал в 1911 году – это так называемый фасад Страстей. Хотя в окончательном виде план нефов и сводов появился лишь в 1923 году. Полностью фасад мастер не закончил. После смерти архитектора фасад достроил его помощник. В 1910 году были сделаны наброски фасада Славы. Это третий фасад. Он был задуман как «лес из колон», пронизанный ярким светом. Свет лился на него из витражей. Колокольней, которую успел достроить Гауди, является колокольня фасада Рождества. Ее высота – сто метров. Сооружение колокольни было завершено в 1925 году к концу ноября.

 Храм Святого Семейства, Барселона, Испания

Все строительные работы после кончины мастера Гауди продолжил его помощник, который работал с ним более двадцати лет, Доменик Сугранес. В 1938 году им были достроены все три колокольни фасада Рождества. Сугранес закончил керамический кипарис, который расположен над центральным входом. Завершить строительство не удалось из-за Гражданской войны, которая началась в Испании.

В 1936 году пожар уничтожил большинство чертежей и макетов Гауди. Поэтому лишь в 1952 году были возобновлены работы над фасадом Рождества. Строители завершили его подсветку и лестницу.

Фасад Страстей начали возводить в 1954 году. А в 1961 году была достроена крипта. В ней открылся музей, рассказывающий историю разработки и строительства храма. В двадцать первом веке, наконец-то, полностью были закончены скульптуры украшающие фасад Страстей. Работы над ними продолжались с 1986 года. В 2010 году закончен свод галереи. Достроена башня центрального фонаря, ее высота – сто семьдесят метров. Воздвигнут крест на башне апсиды.

 Храм Святого Семейства, Барселона, Испания

Архитектурная композиция собора

Собор спланирован так, что его форма напоминает латинский крест. Пересечение трех нефного трансепта с главным нефом образовало эту конфигурацию. Апсида имеет довольно большие размеры. В состав крипты входит обходная галерея и семь часовен. Она полностью находится под апсидой. Все постройки соединены клуатром, охватывающим строение.

Восемнадцать башен венчают сооружение. Каждый фасад увенчан четырьмя башнями. Их высота более ста метров. Они символизируют собой двенадцать апостолов. Средокрестие украшено четырьмя башнями высотой сто двадцать метров. Они расположены вокруг башни Иисуса, высота которой – сто семьдесят метров. Шпиль этой башни украшает огромный крест. На остальных башенках украшения в виде снопов пшеницы и виноградных гроздей.

 Храм Святого Семейства, Барселона, Испания

Гауди планировал разместить в башнях колокола. Их перезвон должен был сочетаться с пятью органами. Цитаты из библии написаны на вратах фасада Страстей, а колокольни украшены девизом «Слава Всевышнему».

В интерьере храма использовано много геометрических форм. Гауди не хотел применять прямые линии в конструкции. Это привело к использованию гиперболоида, геликоида, копоида и элепсоида. Архитектор экспериментировал со многими деталями внутреннего устройства собора. Для портала Розария мастер применил закрученные колонны в форме геликоида. Окна с витражами в здании круглые или в виде эллипса.

Вес свода и башен распределен между колоннами. Они выполняют функцию основного несущего элемента. Колоны различны по высоте и толщине сечения, под сводом они разветвляются, напоминая лес.